Вера Михайловна Корсунская
Карл Линней
Немного об авторе
То зеленая, то желтая степь подступала к самому городу. Степь с оврагами, полными для ребят тайн и чудес. Природа окружала людей, входила в самое существование их. Здесь на берегу Волги проходило и детство Веры Корсунской.
Но вот окончена гимназия с золотой медалью. Куда пойти дальше? Колебаний не было. Выбор определился давно сам собой — интересом к окружающему миру растений, заложенным еще в школьные годы.
Окончив сельскохозяйственный институт, Вера Михайловна без колебаний выбирает путь учителя. Это была семейная традиция.
Предмет преподавания определился еще задолго до окончания института. Этот выбор подсказала сама природа — конечно же, биология. Пригодилось живое знание природы, увлеченность, стремление внести в преподавание что-нибудь свое.
Как школьный предмет биология нуждалась в оживлении. От сухих страниц учебников надо было вывести учеников в природу, проложить первую тропинку к ней. Уроки не вмещали тот материал, который нужен был для расширения кругозора учеников. Надо было заинтересовать школьников. Не хватало уроков по этому предмету. Не хватало времени. А так хотелось увлечь ребят удивительным миром растений, раскрыть им красоту этого мира!
Выход был только один: нужна книга для внеклассного чтения, интересная, доступная ребятам. И В. Корсунская с трепетом берется писать книгу для ребят. Уже много к этому времени она написала статей, книг, брошюр, учебных пособий. Но это все для учителей. Они ведь тоже хотят получить педагогическую науку из первых рук. Они нуждались в методической помощи. А ребята?
И вот проба. Скромная, небольшая книга в серии «В помощь школьнику»: «Из жизни растений» (Детгиз, 1951). Автор в ней не просто сообщает много интересных сведений, он дает юному читателю ряд задачек, практических советов, путей самостоятельного раскрытия малых тайн природы.
Так идет дружеская беседа учителя с юным читателем. Она продолжается и в следующей книге для школьников: «Приключения плодов и семян» (Детгиз, 1953) — о различных способах и путях расселения плодов и семян.
Затем В. М. Корсунская и H. М. Верзилин создали научно-художественные книги: «Лес и жизнь» («Детская литература», 1968) «В саду Мичурина» (Детгиз, 1955).
Но главная тема книг автора была еще впереди.
Старшеклассникам нужны были книги для размышлений, книги, закладывающие самую основу материалистического мировоззрения.
Предмет, преподаваемый в школе, назывался дарвинизмом, и естественным было открывать перед учащимися двери в мир рождения идей, положивших начало научному учению о жизни на Земле. Так, рожденная необходимостью, выходит первая из будущей трилогии книга «Великий натуралист Чарлз Дарвин» (Детгиз, 1956, 1959). В ней В. Корсунская создает живой образ замечательного натуралиста, который совершил подлинный переворот в биологии. Книга раскрывает значение и роль теории и открытий Ч. Дарвина для науки, практики и мировоззрения.
Вслед за этой книгой написана новая: «Подвиг жизни шевалье де Ламарка» (Детгиз, 1961). Автор рассказывает о научном подвиге Ламарка и воссоздает привлекательный образ бесстрашного рыцаря науки.
В этом ряду мировоззренческих произведений автора выходит из печати третья книга — «Карл Линней» (Детгиз, 1963). Книга знакомит с трудами Линнея и раскрывает значение того, что сделал он для науки.
Эти три книги, собранные в одном томе, составляют биографическую трилогию «Три великих жизни» («Детская литература», 1968). Она вводит старшего школьника в замечательный мир идей, раскрывает смысл и значение биологии. Вводит в лабораторию творчества ученого.
И это давно стало для Веры Михайловны Корсунской делом всей ее жизни.
Шла перестройка преподавания общей биологии в старших классах. Учителя и ученики нуждались в новых методических пособиях, научно-популярных книгах. В. Корсунская принимает горячее участие в этой перестройке. Она, в соавторстве, создает для учителей книги «Как преподавать общую биологию», «Уроки общей биологии», для студентов — «Общую методику преподавания биологии», а для учащихся — учебник общей биологии, хрестоматию и таблицы по эволюционному учению.
Книга «Карл Линней» выходит третьим изданием. Карл Линней — это эпоха в истории биологии, итог науки предыдущего периода и фундамент для ее прогресса. Тернист и драматичен жизненный путь князя ботаников, много испытаний выпало на его долю, — он все их превозмог и славно послужил науке. Имя Карла Линнея бессмертно!
Гр. Гроденский
Глава I
На пороге жизни
Волосы встают у меня дыбом, когда я вспоминаю об этой школе.
Линней
О чем звонил колокол
Во второй половине дня, четырнадцатого августа 1727 года, по дороге к городу Лунду на юге Швеции быстро шел одинокий путник. Это был молодой человек лет двадцати. Узелок за спиной порядочно натрудил ему плечи, и он то и дело поправлял лямки мешка.
— Еще небольшое усилие — и я у цели! Город отлично виден, рукой подать… А пожалуй, первокурсники уже съехались. Студенты! Какое слово! Оно прибавляет силы, как хорошее вино, ласкает ум и веселит душу. О, да это собор, там, в центре города? Ну, конечно, собор, напротив парк и университет.
Однако нельзя войти в город в таком виде, — спохватился юноша, оглядывая свою запыленную обувь и кафтан.
Он остановился, положил мешок на землю и принялся стряхивать с себя дорожную пыль. Потом чистым платком тщательно вытер шею, уши, лицо.
— Университет… я буду там учиться. О мечта моя с детских лет! Ты окрыляла меня все эти годы, звала настойчиво и властно. И вот я у порога твоего прекрасного храма, наука. Иду служить тебе!
Пожалуй, я сегодня же пойду к университету, только взгляну на здание, что станет для меня счастливой колыбелью на многие годы. А потом представлюсь почтенному декану. Милая матушка, хорошо, что она дала мне письмо к нему. «Сам знаешь, отец не может снабдить тебя нужной суммой денег. Но в Лунде живет наш дальний родственник, профессор, он поможет тебе. Я написала ему. Возьми, не потеряй доро́гой». Письмо Но… где же? Куда я положил его в последний раз?
В смятении молодой человек ощупывал и выворачивал все свои карманы. Нет, нигде нет! Лоб его мгновенно покрылся испариной, в груди закололо. Потерял, потерял… Он смотрел позади себя на дорогу, будто надеялся увидеть там оброненный конверт. Даже сделал несколько шагов назад, потом снова искал в карманах, в сотый раз шарил во всех их уголках.
Ба, он же спрятал его за подкладку кафтана сегодня утром. Положил туда, чтобы